суховей из петербурга (d_su) wrote,
суховей из петербурга
d_su

Categories:

фнп 14, кураторский текст из каталога и видео

Кураторский текст, написанный случайно, так как все тексты влезли и в каталоге остались лишние полосы

История фестиваля новых поэтов (фнп), которому в этом году исполнилось 20 лет, скорее ровноидущая, нежели сопряжённая с какими-либо изменениями. Фестиваль был основан в 2001 году; толчками послужил какой-то «фестиваль революционной поэзии» (задолго до трендов на политическое как эстетическое) и уход поэта Виктора Кривулина, который, кроме прочих, как сейчас сказали бы, активностей на литературном поле, постоянно присутствовал в нём и в качестве человека, вслушивающегося в голоса молодых поэтов, заинтересованно общавшегося с ними, бывшего всегда и всюду. Когда Кривулина не стало, почувствовалась большая чёрная дыра, которую за прошедшие годы ничто не смогло затенить. Собственно, это толчки, а не желание продолжить, поводы, а не причины (как и у всех интуитивных историй, причин для возникновения фестиваля новых поэтов не было, нет, не найдено).

Первый фестиваль прошёл в 2001 году в «Подвале Бродячей собаки», ещё не ставшем антрепризным театром на историко-литературные сюжеты, а бывшем тогда одной из точек актуального литературного поля Петербурга. Назывался он «Небольшой фестиваль молодых и красивых поэтов», представлял 8 авторов, каждому из которых давалось 15 минут на мини-монографическое выступление, а биографическая справка и пара текстов публиковались в каталоге, распространявшемся среди литературной общественности. Второй фестиваль прошёл годом позднее, назывался «Второй фестиваль поэтов СПбЛитГида». И только с третьего проведения в 2004 году он стал называться «Майский фестиваль новых поэтов», при этом к критериям (15 минут, каталог) само собой добавилось то, что авторы из года в год не повторялись. Менялись площадки: фестиваль проводился и на Пушкинской, 10, и в библиотеках, и в клубах, однажды (в 2016 году) часть чтений была перенесена в Москву. Ну и, разумеется, с годами расширялся состав участников: это были и петербуржцы, и гости из России и зарубежья (особым прецедентом было участие Нене Гиоргадзе, пишущей на грузинском языке и живущей в Петербурге). Чтения разрослись из одного вечера до трёх дней. «Майскость» из названия исчезла с появлением MyFest – проекта с совершенно другой идеей в основе, но за свою историю фестиваль новых поэтов отскакивал и на апрель, и на июнь. Последние годы надёжным партнёром фестиваля новых поэтов стал петербургский книжный магазин «Порядок слов». Со временем выработался биеннальный формат, позволяющий куратору как сделать передышку в гонке, так и более пристально вглядываться в хрустальные шары чужих авторских практик.

Помимо основной программы чтений к фестивалю новых поэтов приросла и дополнительная: начиналось всё с открытых лекций, дискуссий, презентаций книг, даже вручения литературной премии в области критики. Далее обросло традицией, которую в этом году пришлось поставить на паузу: экскурсии в Музей Петербургского авангарда (Дом Матюшина). А самыми яркими моментами доппрограммы фестиваля за всю его историю стала основанная при нём премия «Майская книга» (лауреатом которой стал игрушечный тюлень Зюзель Вульф, а материальным наполнением – книга, издаваемая в момент объявления лауреата) и выход в течение лета 2013 года книжной серии «Внезапно стихи!», осуществлённый при поддержке «Своего издательства» (Галина Рымбу назвала эту серию, еженедельно презентировавшуюся с захватом обеих столиц, «издательским перфомансом»). Упомянуть всех, кто помогал фестивалю во все годы, достаточно непросто, но поблагодарить всех за помощь и поддержку необходимо, что я и делаю – текст же не просто так пишется, а для публикации.

Имеющий место сейчас 14-й фестиваль новых поэтов построен по принципу однодневного марафона, транслируемого из «Порядка слов». Это событие, перенесённое из пандемийного 2020 года, когда фестиваль не был назначен и не начинал готовиться, отражает некоторое количество существующих сейчас в современной поэзии трендов.  Несколько лет назад по причинам, схожим с теми, что побудили сейчас написать кураторский текст, тексты подобного толка с кратчайшими характеристиками авторских поэтик исчезли из фестивального каталога. Теперь, до индивидуального обзора с именами и присущими им полустрочиями беглых характеристик, нужно оговорить, что изменилось в составе вещества поэзии хотя бы с последнего проведения фестиваля в 2018 году. Во-первых, значимым для развития поэзии фактором стала поэсоциология: то есть поэзия доку-, политическая, постколониальная, ф-письмо и др. точки присоединения поэта к стратам общества и локусам географии – поэзия, реализующая не только опыт автора, но и захватывающая интересы некоей группы, с которой он себя идентифицирует. Во-вторых, даже у авторов, не метящих в цель, сформулированную предыдущим пунктом, имеют место метанарративные построения. Сюда же можно отнести, а можно и выделить в отдельное «в-третьих», новую экспансию жанра малой поэмы (которую при существующем все эти годы дизайне каталога трудно задокументировать) – экспансию, отчасти связанную с переключениями между регистрами наррации, отчасти с общей структурной сложностью текста, многослойностью переживания, различными зонами словаря. Также, если уж здесь оговаривается то, чего в этом каталоге нет, нельзя не упомянуть визуальную поэзию, которой, в отличие от других текстовых практик тройного кодирования (или, в терминологии Александра Очеретянского, – смешанной техники, смештеха), в описанной предыдущими двумя с половиной пунктами ситуации настоящего времени дышится вольготно.

Список участников нынешнего фестиваля нельзя загнать в некие квадратики, классифицирующие игру/неигру, верлибр/рифму, литературные группы и локус происхождения (к примеру, видится несущественным, что в биосправках этого фестиваля несколько раз повторяется слово «Новосибирск»), поэтому чтения построены по алфавиту, а рефлексию придётся строить по принципу концентрических кругов от центра списка к его краям, чтоб было нескучно сочинять текст. Эля Леонова, тяготеющая к метанарративу, и Лёва Матюшкин, работающий, кроме прочего в практиках визуального стиха – петербуржцы. Так же, как и Евгений Мирошниченко, тяготеющий к рифмованной иронии в столь же малой степени, как Даниил Лебедев – к сдержанной верлибрической рефлексии. При этом последние двое – петербуржцы некоренные, так же, как и Рамиль Ниязов-Адылджян, гео-ре-идентифицирующий цивилизационные стереотипы. На этом фоне петербуржец Борис Копица, Татьяна Клокова из Владимира и даже живущий между Челябинском и двумя столицами Константин Рубинский предстают более лириками, апеллирующими к передаче актуальных чувств внутрипоэтическими средствами, невзирая на разность исходных точек: культура чувств (Борис), время как ось (Константин), самоосознание женщины (Татьяна). Петербурженка Оля Скорлупкина и львовчанин Даниил Задорожный демонстрируют разные направления развития жанра малой поэмы, способной виться как в широком смысле лирическую (Оля), так и в социально-документативную (Даниил) стороны. Алексей Тапуть из Москвы и Дмитрий Воробьёв из Чебоксар демонстрируют столь же разнонаправленные возможности свободного стиха, в разной степени закрытые. Поэтический мир петербуржца Антона Володина впитал в себя ветер Южного Поволжья, а жительница Осло Тииджьина Теегина работает с цельностью как важной поэтической сущностью. Архисложные структурно построения уральца Владимира Бекмеметьева – на самом деле тоже извод лирического метанарратива, предельно серьёзного, контрастом чему – карнавализация гей-эстетики у петербуржца Андрея Филатова. Лирика петербуржцев Данила Фокина, Ольги Аникиной и Саши Андера тоже демонстрирует разные возможные языки сосредоточения на предмете описания, включающие и выключающие самоощущение человека в мире. Дарья Фоменко, петербурженка, работающая также как визуальный поэт, транспозитирует живое и мёртвое в не-страшные не-сказки. Не в меньшей степени на разных полюсах находятся детализированные притчи Александры Шалашовой из Самары и неометамодернистские искания москвича Богдана Агриса. Ну и, как всегда, полустатистическое завершение текста: гостей – около трети, женщин – около трети, дебютантов – около трети, авторов, имеющих некоторую известность, – около трети, возрастных рекордов не реализовано, куратор фестиваля новых поэтов продолжает работать и не отвечает ни за чьё прошлое и ни за чьё будущее. А полотно фестиваля разворачивается здесь и сейчас.

https://www.youtube.com/watch?v=qRa1P7X6qF4 - видеозапись фестивальных чтений, утром сегодня было 360 просмотров, сейчас 411. даже если учесть досматривающих, это удивительно много для меня.
Tags: майск11
Subscribe

  • фнп 14: список участников и расписание

    14-й фестиваль новых поэтов 16 мая 2021 12.00-20.30 (время московское), книжный магазин «Порядок слов» (Фонтанка, 15) Чтения 1…

  • фнп 14 стартует!

    Объявляется старт приёма заявок на 14-й фестиваль новых поэтов! Фестиваль пройдёт в Санкт-Петербурге 15 -16 мая 2021 года (это…

  • хро бы: видеозапись фестиваля новых поэтов

    В первый день в Борее читали Павел Заруцкий (отчасти по-английски, тж встречались новогреческие фрагменты), София Камилл (некоторые тексты - со…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments